Начало рыночных преобразований в Украине не сопровождалось формированием современной институциональной среды владения и пользования природными ресурсами, что привело к отчуждению природных богатств от украинского народа и передачи корпоративным структурам, ставшим фундаментом формирования компрадорско-олигархической модели национальной экономики.
Более того, специальное использование природных ресурсов сопровождалось и сопровождается низким уровнем нормативов платы, что обеспечивает перераспределение природно-ресурсной ренты в пользу украинских олигархов, а не населения. Длительное время крупный бизнес имел значительные налоговые преференции, что давало возможность получать сверхприбыли и не стимулировало внедрение инновационных технологий, обеспечивающих экономию природного сырья и его вторичное использование. Речь идет о субъектах топливно-энергетического, металлургического (крупные финансово-промышленные группы) и аграрного бизнеса (интегрированные предпринимательские объединения холдингового типа).
Пришло время кардинальным образом пересмотреть политику государства относительно использования природного багатства страны, которое в условиях длительного системного и структурного кризиса национальной экономики может выступить базисом наращивания поступлений в бюджеты разного уровня. Тем более, задекларированные Президентом и Правительством приоритеты децентрализации власти и реформы местного самоуправления должны принципиально изменить отношения собственности относительно природных ресурсов, находящихся вблизи сельских населенных пунктов.
Эффективным механизмом природопользования на региональном и местном уровнях станет формирование коммунальных предприятий, деятельность которых должна быть направлена на вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот и наращивание таким образом масштабов деловой активности в регионе и ускорение структурной перестройки местного хозяйства. Прибыль, полученная от использования природных ресурсов, должна поступать в региональные бюджеты и бюджеты территориальных общин базового уровня и направляться на решение проблем развития социальной инфраструктуры, а также расширенное воспроизводство природных ресурсов.
Решением областных советов во временное пользование коммунальных предприятий должны быть переданы природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных общин. Коммунальное предприятие в дальнейшем может выступать коммунальным (государственным) партнером в соглашениях государственно-частного партнерства. Областные советы народных депутатов делегируют коммунальным предприятиям право вступать в партнерские отношения с предпринимательскими структурами (частными партнерами) в тех видах деятельности, в которых, согласно Закона Украины «О государственно-частном партнерстве»могут заключаться соглашения государственно-частного партнерства.
Исходя из нынешней редакции названного законодательного акта, такими видами природнохозяйственной и природоохранной деятельности выступают: сбор, очистка и распределение воды, туризм, рекреация, обеспечение функционирования осушительных и оросительных систем, переработка отходов). Коммунальный партнер может вступать в государственно-частное партнерство двумя путями: путем передачи прав временного пользования или путем формирования добровольных предпринимательских объединений.
Формирование коммунальных предприятий в сфере хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала приблизит территориальные общины к реальному владению и распределению природных активов, которые сегодня де-факто пребывают в пользовании олигархических структур и доморощенных царьков и используются для удовлетворения интересов крупного капитала, а не местного населения. Соглашения государственно-частного партнерства в сфере природопользования, где коммунальные предприятия выступят одной из сторон, позволят перераспределять природно-ресурсную ренту в интересах территориальных общин, а не монополистического капитала, сформированного на дешевых природных ресурсах.