Все православные христиане глубоко почитают праздники связанные с земной жизнью Господа, Божией Матери и всех Святых. Почитают потому, что все это дорого каждому христианскому сердцу, потому что христиане верят в Бога, потому что знают, что Боговоплощение произошло через Пречистую Богоматерь Деву Марию, которая была от рода человеческого и удостоилась услышать радость благой вести стать матерью Божией. Почитают святых, потому что они, как все мы жили на земле, им было ведомо все земное, но здесь на земле они при жизни своей стали небожителями, помня слова Христа: «Царство Божие внутри вас есть». Как же нам не почитать того, что связано с нашим спасением, что дает нам радость в земной жизни, силы не падать духом, укрепляясь в вере и устремляясь к Богу умом и сердцем.
Но есть названия праздников которых нет в богослужебных книгах и православный календарях. Сейчас мы вступаем в Успенский пост и многие люди спрашивают, что значит медовый Спас, яблочный Спас, ореховый или хлебный Спас. Конечно же, с одной стороны, так говорить неправильно, потому что Спас – это Господь Иисус Христос, наш Спаситель. Традиция освящения меда в начале успенского поста никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. Традиция освящения яблок, винограда и других плодов не связана с праздником Преображения и традиция освящения орехов не связана с перенесением из Едессыв Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. И, конечно же, эта благочестивая традиция освящать плоды не должна собой затмевать тепраздники, которые отмечаются Православной Церковью в эти дни. Но следует сказать и о другом, откуда появились эти названия и не говоря о правильности названий, понять что за ними скрывается. Прежде всего – это глубокая и сильная вера нашего православного народа, сыновняя благодарность Господу за все, что Он послал и посылает нам. Православные христиане всегда труд начинали с молитвы, осеняли крестным знамением поля и сады, а когда собирали урожай, всегда несли плоды в храм и освящали, отсюда и совпадение освящения плодов с Православными праздниками. Часто спрашивают, зачем мак освящают в день мучеников Маккавеев? Возможно, что христиане Еврейское слово Маккавей связывали со словом мак, хотя мак не имеет никакого отношения к мученикам Маккавеям, возможен и другой ответ, это, то о чем говорится в молитве на освящении: «… семена сия…принесенные во святый храм сей, благослови и освяти духом твоим святым, и рабов твоих сих, приемлющих … от всякияскверны очисти …». То есть освящаются семена мака, как и любые другие семена как семена пшеницы или ячменя, которые употребляются в пищу. И все это потому, что люди были за все благодарны Богу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». Святитель Григорий Богослов говорит: «Все что дается от Бога, должно принимать с благодарением». Люди читали Священное Писание и Святых Отцов и старались жить по Божиим заповедям христианской жизнью. Будем и мы не забывать об этом, начинается Успенский пост, на средину храма выносится Крест Христов . В надежде на Божию помощь, милость, с благодарностью за все совершим этот маленький подвиг. Пусть Царица Небесная Благословит всех нас и поможет нам всегда быть детьми Божьими и добрыми христианами.