Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен назвала развитие событий на президентских выборах в США «сильным шоком». Да, парадоксальность американской избирательной системы не перестает удивлять. По последним данным, за Клинтон проголосовалиболее 59 миллионов американцев, за Трампа — чуть менее 58 миллионов 900 тысяч. Но при этом Трамп сохраняет лидерство по количеству выборщиков, так как все выборщики в большинстве штатов достаются победителю. Трамп уже собрал 289 голосов выборщиков при необходимых 270, Клинтон — 208 голосов.
Не взирая на то, что в последние недели и дни в СМИ, заявлениях некоторых аналитиков уже звучали сомнения в победе Клинтон, можно согласиться с заявлением фон дер Ляйен. В разных странах и в разных политических лагерях слом гонки 9 ноября около 8 утра по мск времени произвел эффект разорвавшейся бомбы. В самих США он даже подтолкнул несколько тысяч избирателей к стихийным выступлениям с лозунгом «Трамп не наш президент!»
Понятно, что политикам, как и обычным людям хочется сохранения статус-кво, их напрягают и пугают перемены. Кроме того, и Меркель, и другие европейские лидеры слишком открыто, цинично и недальновидно относились к выборам в США и фигуре Трампа. Он этого явно не забудет. Хотя на судьбу глав европейских стран в будущем году будут больше влиять не симпатии Трампа, а внутриполитическая ситуация в этих странах.
В своей первой после оглашения победы речи, Трамп подтвердил свою генеральную линию, предложенную избирателям во время выборов, линию на радикальное изменение удельного веса политики в пользу развития внутренних процессов в стране. «Работая вместе, мы начнем восстанавливать нашу нацию и обновлять американскую мечту. Мы восстановим нашу инфраструктуру и создадим миллионы рабочих мест», — добавил он. И в это можно поверить. Обама оставил в наследство множество внутренних нерешенных проблем, в частности,головную боль в 20 трл. долларов. И новый президент как бизнесмен очень хорошо понимает всю опасность нависшего над Америкой долгового пузыря.
Понятно, что фигура Президента США не обладает полномочиями диктатора или императора. И немало его предвыборных инициатив будут ограничиваться, тормозиться, блокироваться влиятельной оппозицией. А на крайний вариант, есть прецедент Дж. Кеннеди.
Но до этого, наверняка, не дойдет. Трамп предполагает сменить около трех тысяч человек в президентской администрации. Но он не застрахован от того, что в АП «насуют» помощничков, которым будет вменено в обязанности корректировать не в меру радикальные«прожекты» нового Президента. Уже фигура одного вице-президента Майка Пенса чего стоит, куда там Байдену. Но будут стараться внедрить своих людей и побеждённые ФПГ и лидеры Конгресса, и многочисленные лобби (военные, еврейское, профсоюзное и т. п.)
Однакоте кто привёл Трампа, своипозицииупрочат и будут контролировать политический баланс. Они несомненно захотят реванша от «глобалистской элиты», которая выдвинула, поддерживала и финансировала Клинтон в надежде на сохранение экспансионистского курса США в Европе, Африке и Азии. И Трамп тут нужен будет как декларант и таран. В любом случае, в первые месяцы новоявленный президент будет в зоне турбулентности.
С одной стороны, Трампу будет легче «двигать» свои инициативы, опираясь на республиканское большинство в конгрессе. Но, с другой, не будем забывать и о том, что в самой республиканской партии значительное число влиятельных фигур были крайне недовольны Трампом и вставляли палки в колеса его избирательной кампании. Как стало известно, лидер республиканцев Дж.Буш-младший и его жена, оставили бюллетени незаполненными. Трамп на это заметил, что огорчен решением Буша-младшего — представителя верхушки Республиканской партии — не голосовать за него. Теперь усилия республиканцев – оппозиционеров Трампа, возможно и спадут, но обиду они не забудут. Вместе с тем, Трамп попытается переформатировать верхушку республиканцев, отодвинуть от ведущих позиций кланы Клинтонов и Бушей, и ввести туда своих людей.
Но так ли страшны те перемены, которые вероятно могут произойти в первые месяцы и годы работы нового Президента на внешнеполитических направлениях?
Понятно, что между разгоряченными, нередко эпатажными фразами с предвыборной трибуны, и конкретными политическими решениями и шагами, подчас пропасть. Но многое из того, что декларировал Трамп придётся выполнять. Ибо избиратели, американцы не будут особо разбираться в тонкостях внутренней и внешней политики. Но сравнить обещанное со сделанным может и простой человек. На этом же будут настаивать, хотя и немногочисленные, но мощные и влиятельные спонсоры Трампа.
Я не знаю, посадит ли он Клинтон в тюрьму. Но отказаться от транстихоокеанского и трансатлантического партнёрства он может. Это не столько экономические, сколько политические проекты. Кроме того, наверняка изменится структура политики США в Европе. К примеру, Латвии придётся вероятно платить за танки, присланные из США. Да-да, Трамп определенно сказал, что за американскую поддержку Европа должна платить и США не собирается «тянуть» все расходы за НАТО.
Не исключено, что в ближайшие месяцы мы увидим некоторые сдвиги в американо-российских отношениях. Возможно Трамп воспользуется советом бывшего министра обороны США Хейгела и решит объединить усилия США и России в борьбе с ИГ. По крайней мере, так бы он мог поступить как опытный бизнесмен, желающий разделить финансовые тяготы от войны пополам.
Хотя, как отмечают зарубежные и российские политики и эксперты, резкого изменения отношений между Вашингтоном и Москвой не предполагается. Скорее всего, соперничество, некие реальные модификации возникнут в отношении Китая, как более весомого экономического и глобального игрока. Не исключено, что, пойдя на некое сотрудничество с Россией в Сирии, Белый дом захочет изменений в отношении Ирана. Ибо ситуация с иранской ядерной программой, которая была санкционирована Обамой, сегодня не устраивает правящие круги США, им видится реванш.
Администрация президента Украины поспешила заявить «о готовности сотрудничать с избранным Президентом США. Было бы странно ожидать другой реакции. Однако
Украине придется объяснять безоговорочную поддержку Клинтон. О победе бывшего госсекретаря говорили долгое время не только украинские политики и эксперты, но была направлена целая украинская делегация в США, чтоб во время выборов активно ее поддержать. И все эти оскорбления, а часто просто клевета на Трампа и его команду, вне сомнения, собрана в штабе победившего Президента, и она будет ориентиром в отношениях новой администрации с украинским политикумом. Хотя многие оскорбительные высказывания и записи в соцсетях украинских политиков и экспертов тщательно вычищаются. Взамен они начали говорить и писать, что ничего страшного не произошло и международная поддержка Украины остается высокой. И уж что точно будет: бывшие грантоеды, которым щедро отваливал Госдеп деньги «на развитие демократии», лишатся такого сладкого «колодца».
Не думаю, что избрание нового президента приведет к быстрой смене американского диппредставителя на Украине. Однако и действующий сейчас посол не раз уже вразумляла политическое руководство страны и рекомендовала заняться внутренними реформами, дать бой коррупции и нормализовать отношения с Россией. Думаю, при новом президенте эти директивы не изменятся, а рекомендации станут более настоятельными.
Мне трудно согласиться с лидером радикальной партии Ляшко, который заявил:«Один из таких жизненных долгосрочных интересов США – сильная и независимая Украина». Во всяком случае несколько месяцев назад Трамп в ответ на однозначную позицию Киева (поддержки Клинтон) для встречи с президентом Украины время не нашел. В своих же предвыборных выступлениях 45-й Президент США определенно заявил, что перспективы Украины должны более волновать Европу, нежели Америку. Хотя и по активности американской администрации в последние месяцыв Украине было видно, что актуальность этой темы в Вашингтоне идет на спад.
Что можно предсказать с точностью почти в 99%, так это то, что директор ФБР не лишится своего кресла.
Хотя не будем забывать, что все вышеописанное может произойти лишь после инаугурации нового 45-го Президента США.