В ЧЕМ ПРАВ ТРАМП? Александр Булавин

2016-11-20 13:13 29464

 

После выборов Трампа противная сторона начала живописать апоплексические сценарии и сюжеты. Вплоть до импичмента и убийства вновь избранного Президента США. А Обама предпринимает масштабные и энергичные попытки во время вояжей в Европу и Латинскую Америку, чтобы создать для Трампа невыносимое наследство, когда выполнить предвыборные обещания будет ох-как трудно.

И, хотя это вписывается в историческую практику американского президентства, скорее ничего чрезвычайного не произойдет. Потому что, на самом деле, Трамп смотрит значительно выше и дальше своих оппонентов. Значительная, львиная доля обвинений и «наездов» на избранного главу Белого дома основывается на «страшном преступлении» - сближении с Россией (что тоже выглядит во многом как надуманное). Однако, критиканы Трампа упорно не хотят видеть, что в его предвыборной риторике значительно более весомое значение придавалось Китаю.

Надо сказать, что Китай не только развивается высокими темпами, о которых в США могут только мечтать, не только быстро подбирается к экономическим показателям Америки, но и весьма серьезно теснит США на мировой арене. Враги Трампа то ли не знают, то ли не хотят замечать той экспансии, которую ведет Поднебесная уже не один десяток лет в Африке и Латинской Америке. Кратко проанализируем факты.

Африканская стратегия Поднебесной

Недавно стало известным наличие китайских военных советников в рядах сирийской армии (хотя численность и характер их работы не раскрывался). Однако читатель будет удивлен тому, какнаращивается китайское военное присутствие в Африке и на Ближнем Востоке.

Участие китайских военных и военная помощь африканским странам начались еще в 2000 – е годы. Вместе с тем, команде Трампа, видимо, известно в отличие от его оппонентов, что еще в феврале Китай начал строить в Джибути первую военную базу в Африке. А далее он намереваетсясоздать еще 17 военно-морских баз по всему мировому океану. В списке потенциальных кандидатов фигурируют, в том числе, Танзания, Кения, Намибия, Нигерия, Ангола и Мозамбик.

По данным зарубежных источников, уже 68% африканских стран обновляют свои арсеналы за счет китайской продукции. Причем, самой современной. В частности, боевых беспилотников. И Нигерия уже используют до десятка таковых. Присутствуют на территории Африки и наземные силы Китая.

Без сомнения, многие африканские страны остались в долгу перед китайскими вооруженными силами за их участие в борьбе против пиратов. С 2008 по 2015 годы в конвоях участвовало около 16 тысяч китайских моряков и 1300 морпехов и бойцов спецподразделений.

Участвуют китайские военные и в миротворческих операциях на «черном континенте». По сведениям китайской прессы, в Африке находится до трех тысяч военнослужащих КНР в составе миротворческих сил. К апрелю 2016 года в Южном Судане, где у Китая свои интересы в нефтяной добыче, в рамках миссии ООН будет дислоцировано до 700 китайских миротворцев. С 2013 года китайские миротворцы служат в Мали, их контингент насчитывает до 400 солдат. Китайские миротворцы были в Либерии, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Бурунди, Мозамбике и т.д., пишет влиятельный аналитик.

Однако, еще более впечатляющим представляется проникновение Китая в экономику африканского континента. Этот процесс был продвинут на проходившей (19-20 июля с.г.) 5-й министерской встрече - форуме сотрудничества "Китай-Африка". В партнёрство с КНР вовлечены более 50 стран «чёрного континента», и африканское направление считается приоритетным вектором внешней политики КНР.

60-летняя история развития отношений КНР – Африка подвела к тому, что Китай обеспечивает половину экономического роста Африки. Причем, тревожное для запада начало экономического взаимодействия Китая и России на основе национальных валют выглядит смехотворным потому, что Китай во взаиморасчетах с африканскими экономиками давно перешел на расчет в юанях. Он достиг уже отметки в 4.3 миллиарда юаней.

Врагам Трампа в конгрессе возможно невдомек, что, если в 2009 году китайское правительство предоставило африканским государствам кредит на 10 млрд. долларов на льготных условиях, то в прошлом году объем товарооборота Китая со странами Африки достиг рекордного уровня в 166,3 млрд долл. По сравнению с 2009 годом рост составил 83 проц.


Латинская Америка, опять же вкратце.

Подлетая к Лиме, Обама и не подозревает, что Южная Америка хорошо помнит давние и свежие обиды. И это создает весьма лакомые перспективы для проникновения других государств на эту территорию с населением более 600 миллионов человек.Ставка на грубую силу в отношении латиноамериканских стран привела к заметному «оглуплению» внешней политики Вашингтона, использованию угроз вместо конструктивного диалога и взвешенной аргументации. Эту нишу пытается уверенно занять Китай.

Строительство Никарагуанского канала (оцененного в 40 миллиардов долларов) китайским бизнесменом Ван Цзином является не единственным масштабным проникновением Китая в экономику латиноамериканских стран. Этот проект, кстати, пока еще находится под рядом угроз. Однако, несомненно, что 40-летний Ван Цзин заранее заручился поддержкой руководства КНР, прежде, чем создавать NicaraguaCanalDevelopmentInvestmentCoLtds, которому никарагуанское правительство выделило землю под строительство и эксплуатацию канала в аренду на 50 лет. Как мы видим, такой беспрецедентный проект является уже не столько экономическим, сколько политическим. Так как под его «крышей» уже фактически решен вопрос о строительстве компаниями КНР нескольких портов, железнодорожной линии и аэропорта.

Ни одна страна в мире не может сравниться с Китаем по количеству визитов высоких правительственных лиц и крупных бизнесменов в Латинскую Америку. Плоды этой активности выражаются в следующих цифрах. По данным американского же агентства инвестиции Китая в страны Латинской Америки составляли: с 2000 по 2009 год – 7.336 миллионов, в 2010 – 15.261 млн., а с 2010 по настоящее время (без никарагуанского канала) – 22 миллиарда 140 миллионов долларов.

Вообще следует сказать, что сила стратегии руководства Китая состоит в том, что они лишь направляют и поддерживают усилия финансово-промышленных групп, которые осуществляют внешнеэкономические проекты Китая. В том числе, и в Латинской Америке.

Эта ситуация вызвала озабоченность ряда американский корпораций. Они - то, как раз и поддержали озабоченность Трампа активной экспансией КНР на мировые рынки и в привлекательные регионы. Журналист Джошуа Гудмэн отметил, что во время саммита в Лиме председатель Си встретится с главами Эквадора, Перу и Чили. А в целом китайский руководитель посетил за 2 года 10 стран, как и американский президент за 8 лет.

В частности, в пятницу китайский руководитель открыл гидроэлектростанцию, в которую КНР вложил солидную сумму. В Венесуэле, Китайская национальная нефтяная корпорация в четверг подписала соглашение о $2,2 млрд для совместного увеличения добычи нефти.

Здесь главу КНР ждут с большим воодушевлением.Президент Мадуро заявил: «Наша огромная благодарность за поддержку Венесуэлы в трудные 2014, 2015 и особенно 2016 годы. Наша старшая сестра Китай, - подчеркнул Президент Николас Мадуро, - не бросит Венесуэлу в одиночестве в трудные времена».

В целом за последнее десятилетие Китай вложил в экономику Южной Америки около 125 миллиардов долларов. Сегодня после полупровала транстихоокеанского договора полпреды Китая штурмуют Мексику, Перу, Чили, Уругвай и Колумбию. Но, не уходит из зоны внимания Пекина и Бразилия, и другие страны региона.

Итак, похоже, Трамп оказался точным в определении стратегии соперничества США с влиятельными зарубежными конкурентами. А может, если следовать известному украинскому сценарию, объявить противников Трампа «агентами Пекина» в американских коридорах власти?

Еще блоги