Добыча нефти и газа в Украине: куда идет рента? Василий Голян

2017-01-11 08:32 54007

Украинская экономика уже длительный период страдает в связи с зависимостью от внешних источников топливно-энергетических ресурсов, что в значительной степени обусловлено высокой энергоемкостью производства продукции в большинстве отраслей национального хозяйства. В то же время отсутствие прозрачности в добыче собственных топливно-энергетических ресурсов еще больше обостряет проблему обеспечения энергетической самодостаточности страны и снижения удельных энергозатрат. Неотработанность механизма фискального регулирования добычи нефти и газа привела к перетеканию ренты в сектор крупного бизнеса, а не в бюджеты территорий, которые являются ареалом концентрации названных видов топливно-энергетических ресурсов.

За период с 2000 по 2015 год произошли значительные сдвиги в структуре поступлений рентной платы за пользование недрами в Сводный бюджет Украины. Если в 2000 году удельный вес поступлений в Государственный бюджет в структуре поступлений в Сводный бюджет составил 38,7%, в 2011 – 46,2%, то в 2015 – 97,32%. Такой рост доли поступлений рентной платы за пользование недрами в Государственный бюджет Украины связан с тем, что с 2013 года рентная плата за добычу нефти и газа засчитывается в рентную плату за пользование недрами. Этим и вызвано такое чрезмерное повышение уровня централизации минерально-сырьевой ренты.

В значительном количестве административно-территориальных единиц удельный вес поступлений платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения в общем объеме рентной платы за пользование недрами составляет более 80%. К таким регионам относятся Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Херсонская и Хмельницкая области. Более 70% платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения в общей величине поступлений платы за пользование недрами в Сводный бюджет Украины составляет в Винницкой, Донецкой, Житомирской, Ровенской и Черкасской областях.

В отдельных регионах весомой составляющей поступлений платы за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в 2014 году является плата за пользование недрами для добычи нефти. В Ивано-Франковской, Львовской, Полтавской, Сумской и Черниговской областях величина поступлений платы за пользование недрами для добычи нефти составляла соответственно 1080,5 млн.грн., 360,2 млн.грн., 596,5 млн.грн., 2757,9 млн.грн. и 871,5 млн.грн. Удельный вес поступлений платы за пользование недрами для добычи нефти в общих поступлениях платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в 2014 году в названных регионах составил соответственно 77,2, 59,0, 9,9, 77,5 и 86,2%.

Есть ряд регионов, где основной составляющей поступлений платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины является плата за пользование недрами для добычи природного газа. В 2014 году объем поступлений данного платежа в Сводный бюджет Украины составил в Волынской (33,2 млн.грн.), Днепропетровской (181,7 млн.грн.), Донецкой (86,1 млн.грн.), Закарпатской (26,2 млн.грн.), Ивано-Франковской (286,1 млн.грн.), Луганской (342,1 млн.грн.), Львовской (202,3 млн.грн.), Полтавской (3758,8 млн.грн.), Сумской (626,9 млн.грн.) и Харьковской (2998,5 млн.грн.) областях. Соответственно удельный вес данного платежа в общих поступлениях платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в названных регионах составил соответственно 85,8%, 10,6%, 22,3%, 66,6%, 20,4%, 75,2%, 33,1%, 62,2%, 17,6% и 78,6%.

Принятие Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» (рег. №5132, принятый в целом 20.12.2016) уменьшило ставки рентной платы за добычу нефти в соответствии с 45 до 29% от стоимости товарной продукции для глубин до 5000 метров и с 21 до 14% для глубин более 5000 м. Также во втором чтении исключена норма первого чтения о введении для природного газа, добываемого из скважин, начатых бурением после 1 января 2017 года, независимо от глубины залегания залежи (кроме природного газа, добытого при выполнении договоров о совместной деятельности) ставки рентной платы в 12%. Во втором чтении исключено также норму первого чтения по уменьшению ставки рентной платы за добычу газового конденсата с 45 до 29% и с 21 до 14% соответственно.

То есть законодательная ветвь власти в очередной раз создала люфт для увеличения объемов минерально-сырьевой ренты, которая будет присваиваться газодобывающими и нефтедобывающими компаниями, которые, как правило, являются участниками вертикально интегрированных предпринимательских структур, что соответственно уменьшит размер ренты, перераспределяемой в интересах бюджетов разного таксономического уровня и соответственно владельца подавляющего большинства недр – украинского народа. А о переносе центра тяжести в рентном регулировании на уровень территориальных общин базового уровня в таких условиях вообще не может быть и речи, что существенно сузит потенциал проведения полноценной децентрализации.

Еще блоги